Урок литературного чтения "Стили литературных произведений. Л.Н.Толстой "Лебеди" "Зайцы"

Литературное чтение  3 класс

УМК «Начальная школа 21 века»

Тема: Л.Н.Толстой «Лебеди»  «Зайцы» .  Литературные стили : художественный и научно-познавательный

Цели:

- развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух предложенные тексты;

- высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне теста;

- находить в тексте литературные приемы  сравнение, олицетворение, повтор, определять цель их использования;

Планируемые результаты:

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: работать с текстом и таблицей.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Находить ответы на вопросы в тексте.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.      Мотивация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.      Актуализация

 

 

 

 

 

 

3.      Целеполагание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Развитие умений

1.Древнеримский поэт Гораций говорил своим ученикам : «Чаще поворачивай стилус»

Знакомо ли вам это слово? Что оно обозначает?

Как вы думаете, что оно обозначало во времена Горация?

 

2. стилус – палочка с заостренным концом для письма и с закругленным для исправления написанного

 

3. Что же вкладывал Гораций в эти слова?

 Поворачивай, исправляй, улучшай написанное .

Какое слово образовалось от слова стилус?  Стиль – что оно обозначает? Где встречается?

 

4 Стихотворение – стили речи.

Артисты говорят в гримёрной,

Твой друг беседует с тобой –

Стиль это просто  разговорный,

А не какой-нибудь иной.

Рассказ читаешь или стих,

Роман, поэму, пьесу –

Знай, в них художественный стиль,

Стиль очень интересный.

Ещё есть стиль публицистический

Статей в журнале политическом,

Газетных очерков, заметок –

Запомни также стиль и этот.

А биографию открой- официально-деловой.

А правила когда мы учим,

Употребляем стиль научный!

Много стилей речи.

С какими из этих стилей мы можем встретиться  на уроке литературного чтения ?

Сегодня мы познакомимся  и   сравним два литературных стиля

Сначала попробуем разобраться с их названиями:

Работа над лексическим значением   названий этих стилей.

Работа в паре над значением слов: 

Художник, художественный

Наука, научный

Популярность, популярный

 

6. Литературные стили : художественный и научно-популярный

Сегодня на уроке мы познакомимся  с этими стилями.

Что  для этого нам нужно сделать? Какие задачи  мы поставим для себя на этом уроке?

Прочитать тексты

Найти литературные приемы

Определить отношение автора

Найти отличительные особенности стилей

Определить область применения

 

7. Давайте предположим, каким будет содержание  и литературные приемы каждого стиля.

Работа в паре: разделение в таблице

художественный            научно-популярный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Как  нам проверить наше предположение? Поработать с литературными текстами.

 

 

Л.Н.Толстой «Лебеди»

9.Найдите отрывок, который описывает полет лебедей. О чем хотел рассказать автор? Какой прием  использовал? понятно ли отношение автора к стае лебедей?( повтор – чтобы показать долгий полет, усталость лебедей)

 

Найдите отрывок, в котором описывается молодой лебедь. Что чувствовал лебедь? Как это передал автор? Какие чувства возникают у читателя?  Понятно ли отношение автора к этому лебедю?

 

Найдите описание моря. Как море приняло лебедя? Какой литературный прием использовал автор?(олицетворение)

 

Вызвал ли этот рассказ у вас переживания? Чувства? Как этого добился автор?

Если бы вы были книгоиздателем, какими иллюстративными материалами вы бы оформили это произведение? Почему?

 Вариативное Д\З – иллюстрация, создающая образ этого лебедя.

 

Образ лебедя создал писатель, художник. Какой еще вид искусства может затронуть наши чувства ?

 Образ лебедя в музыке: Камиль Сен-Санс «Лебедь»

 

 

10. Давайте познакомимся с  рассказом Л.Н.Толстого «Зайцы»

Прочтите рассказ самостоятельно, делая для себя пометки.

Была ли  в содержании этого рассказ знакомая для вас информация?

Были ли новые знания? Какие?

- какие бывают зайцы?

- чем питаются?

- какие враги бывают у зайцев?

Как и почему зайцы запутывают следы?

Испытали ли вы сильные чувства? Вызвал ли этот текст переживания? Волнения?

Встретились ли вам знакомые литературные приемы?

 

15.Давайте вернемся к нашим задачам урока. Какие из задач мы выполнили? что еще необходимо сделать?

 

Итак, мы познакомились с двумя литературными текстами, давайте попробуем найти отличительные особенности и определить стили этих тестов. Сравните эти тексты, составьте сравнительную таблицу.

автор

Толстой

Толстой

название

Лебеди

Зайцы

жанр

рассказ

рассказ

Тема(о чём?)

О животных

О животных

Новое знание

 

+

Литературные приемы

олицетворение

 

Чувства, переживания

+

 

Идея(зачем? Для чего?)

Вызвать сочувствие, показать трудность перелёта

Дать  новые знания

стиль

художественный

Научно-популярный

 

 

 

 

 

17. Итог.

Удалось ли разобраться со стилистическими  особенностями художественного и научно-популярного стилей?

 Чем отличается художественный стиль?

 Чем научно-популярный?

Где чаще всего мы можем встретить произведения научно-популярного стиля? Художественного?

Вариативное  Д\З: подобрать книги , в которых встречаются тексты  данных стилей.

 Если бы вы были книгоиздателем, какими иллюстративными материалами вы бы оформили художественное произведение? Научно-популярное?

 

Проверка полученных знаний:

Тест

1.         В тексте какого стиля для создания образа используется прием олицетворения?

2.         Текст какого стиля содержит информацию о размере, материале, форме, цвете?

3.         Текст какого стиля чаще встречается в  энциклопедии?

4.         Отрывок   Л.Н. Толстой «Орел» (художественный)

5.         Отрывок  ( научно- популярный) Птица орел - очень известный крылатый хищник, распространён по всему земному шару. Они являются хищными птицами, отличаются очень хорошим зрением. При охоте парят высоко над поверхностью земли, в поиске добычи полагаясь на зрение. Объектом их охоты могут быть грызуны, змеи, ящерицы и небольшие млекопитающие.

Самый большой орел - беркут, ловчая птица всех кочевых наездников Средней Азии, герой всевозможных сказаний.

 

Самооценка деятельности на уроке. Рефлексия.

 

Вариативное домашнее задание:

- определить стиль рассказа из сборника Л.Н.Толстого «Рассказы о животных»

- подобрать текст в художественном или научно-популярном стиле.

- нарисовать иллюстрацию к тексту художественного стиля.

 

 

 

Актуализация знаний о лексическом значении слов стилус, стиль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выделение названий стилей речи из текста стихотворения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в паре  над значением слов: 

Художник, художественный

Наука, научный

Популярность, популярный

 

 

 

Формулирование учебных задач урока:

Прочитать тексты

Найти литературные приемы

Определить отношение автора

Найти отличительные особенности стилей

Определить область применения

 

 

 

 

Работа в паре:

Посоветуйтесь вдвоем и предположите, какое содержание и какие литературные приёмы подходят для каждого стиля. Соедините название стиля и его характеристику.

Переживания

Образ героя

Информация

  Олицетворение

Чувства

Знания

Эпитеты

Звукопись

 

 

 

 

Работа с текстом.

Поисковое чтение.

Выразительное чтение вслух.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельное чтение в технологии критического чтения.

Поисковое чтение.

Выразительное чтение вслух.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в паре.

Составление сравнительной таблицы.

 

автор

Толстой

Толстой

название

Лебеди

Зайцы

жанр

рассказ

рассказ

Тема(о чём?)

О животных

О животных

Новое знание

 

+

Литературные приемы

олицетворение

 

Чувства, переживания

+

 

Идея(зачем? Для чего?)

Вызвать сочувствие, показать трудность перелёта

Дать  новые знания

стиль

художественный

Научно-популярный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка.

Рефлексия.

 

 

 

Приложение

 Домашнее задание :

Прочти текст, делая пометки карандашом :

V – известное мне 

+  - новое для меня

!  - переживаю, испытываю чувства

Л.Н. Толстой   «Лебеди»

      Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Они летели через море. Они летели день и ночь, и другой день и другую ночь они летели, не отдыхая, над водою. На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой видели синеющую воду.

     Все лебеди уморились, махая крыльями; но они не останавливались и летели дальше. Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее.

      Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Он взмахнул крыльями и не мог лететь дальше.  Тогда он, распустив крылья, пошёл вниз. Он ближе и ближе спускался к воде, а товарищи его дальше и дальше белелись в месячном свете.

     Лебедь опустился на воду и сложил крылья. Море всколыхнулось под ним и покачало его. Стадо лебедей  чуть виднелось белой чертой на светлом небе. И чуть слышно было в тишине, как звенели их крылья. Когда они совсем скрылись из вида, лебедь загнул назад шею и закрыл глаза. Он не шевелился, и только море, поднимаясь и опускаясь широкой полосой, поднимало и опускало его.

      Перед зарёй лёгкий ветерок стал колыхать море. И вода плескала в белую грудь лебедя. Лебедь открыл глаза. На востоке краснела заря, и месяц, и звёзды  стали  бледнее. Лебедь вздохнул, вытянул шею и взмахнул крыльями, приподнялся и полетел, цепляя крыльями по воде. Он поднимался выше и выше и полетел один над тайными всколыхавшимися волнами.

 

 

 

 

Поисковое чтение :

1.Найди отрывок, в котором описан полет стаи лебедей. Подчеркни цветным карандашом  глаголы, которыми автор описывает полёт лебедей.  Какой приём автора ты заметил?  Подумай, для чего автор использует этот прием?

2.Найди отрывок, в котором описывается полёт молодого лебедя.  Найди глаголы, которыми автор описывает полёт этого лебедя. Выдели их другим цветом. Какой литературный приём использует автор в этом отрывке? Для чего?

3.Найди отрывок, в котором описывается море. Найди глаголы в этом отрывке, какие действия совершает море? Выдели их своим цветом. Какой литературный приём использует здесь автор? Для чего? 

Был ли отрывок, который заставил тебя переживать и волноваться? 

Какие чувства вызвал у тебя этот рассказ? 

Можно ли понять отношение автора к лебедям в стае?  К молодому лебедю? 

Для чего Л.Н. Толстой написал этот рассказ. О чём  хотел рассказать читателю ?(идея рассказа)