Урок литературного чтения А.Н.Толстой "Детство Никиты"

 

План – конспект урока литературного чтения

Алексей Николаевич Толстой «Детство Никиты»

ссылка на презентацию, видео и звуковые файлы   https://cloud.mail.ru/public/AMYr/8ok4UbEYU

Цель урока: анализ литературного произведения с использованием приема составления киносценария

Задачи урока:

1.Чтение 1 главы, анализ художественных средств выразительности, развитие интереса к чтению.

2. Использование приема составления киносценария, как способа литературного анализа произведения, сравнение средств художественной выразительности разных видов искусства.

3. Развитие коммуникативных УУД при совместной работе учащихся в паре и группе, развитие умения строить развернутое речевое высказывание.

Ход урока

1.      Актуализация

Сегодня на уроке мы поговорим о разных видах искусства – литературе, живописи, музыке, кино.

Вы любите кино? Почему?

Слайд: Две недели назад в Санкт- Петербурге состоялась встреча  президента Росси с представителями искусства. На этой встрече известный российский кинорежиссер Карен Шахназаров сказал: «Заканчивается цивилизация читающая, начинается цивилизация смотрящая, потому что людям легче смотреть кино, чем читать книги. Ведь, когда читаешь книгу, приходится самому слово автора превращать в образ, придумывать картинку, а когда смотришь кино, можно видеть образ, который за тебя же придумали. Поэтому кино смотреть легче.»

Вы согласны с этим мнением?

 

А что вам интереснее – придумывать свой собственный образ или смотреть придуманный другим человеком?

Слайд: Дома вы прочли отрывок из повести А.Н.Толстого «Детство Никиты»

Хотели бы вы придумать свой образ и сами попробовать снять кино по этому отрывку?

Знаете ли вы,  как называется текст, подготовленный для съемки фильма? – киносценарий.

Какова будет цель нашего сегодняшнего урока?

 

Слайд:


Цель урока


: создать собственный киносценарий фильма по повести «Детство Никиты»

Для того, чтобы создать киносценарий по литературному произведению, что нам необходимо сделать?

 

2. Задачи урока:

1.Прочитать произведение.

 

Языком литературного искусства  является слово.

Слайд: А языком искусства кино служит кадр.

Фильм состоит из кадров. Кадр – это тот объект, который снимает камера непрерывно, без остановки.

 Значит, что мы должны выделить в тексте? - слайд

2.      Разделить текст на отрывки- «кадры».

У кадра есть несколько характеристик – средств выразительности искусства кино - Слайд

План – может быть крупный, когда снимают  близко и крупно какой-то один объект, например, лицо человека,

              Может быть средний, когда камера чуть дальше и объект виден целиком, во весь рост.

              Может быть дальний, когда камера  еще дальше и виден не только объект, но и то, что его окружает.

У кадра есть ракурс – откуда снимает камера:

Снизу – как будто мы смотрим снизу вверх, все предметы становятся большими, высокими.

Сверху -  как будто мы смотрим сверху вниз, и все предметы кажутся меньше.

Сбоку – как будто мы стоим рядом.

Цвет – кадр может быть цветным или чёрно- белым,  и свет- яркий или приглушенный, сумерки, полутона.

Звук – может тоже присутствовать в кадре: говорит герой, звучит музыка или присутствуют звуки природы.

 

 

 

Кадр

План – крупный, средний, дальний

Ракурс – снизу, сверху, сбоку

Цвет – цветной, черно- белый. Свет – яркий, приглушенный

Звук – голос, музыка, природа

Значит, как мы должны поработать с кадром? Слайд

3.      Подобрать характеристику кадра ( план, ракурс, цвет и свет, звук)

Эти характеристики каждого кадра  мы будем фиксировать в таблице.

 

После того, как мы  продумаем каждый кадр, что нам останется сделать?

4.      Смонтировать фильм, собрав все кадры.

2. Работа с текстом.

«Солнечное утро»

Как называется первая глава, с которой начинается повесть?( Солнечное утро) – Слайд   –        Давайте прочтем её?

Какое настроение возникло у вас, когда вы читали эту главу?

От чьего лица ведется повествование? ( от лица автора)

Чьими глазами мы видим это утро? ( Глазами Никиты)

Как вы думаете, почему именно с  описания  этого утра начинается повесть «Детство Никиты»? ( В детстве все мечтают о чем- то радостном. Детство – время радостных мечтаний, ожиданий, планов)

Давайте, снимая кино, попробуем увидеть это утро глазами Никиты.

 

Наш фильм будет цветной или черно- белый?  Почему? ( Солнце, искрится снег, радостное настроение – цветной)

Каким вы видите главного героя, какого актера вы будете искать ? ( мальчик  ? лет, ….)

Слайды:

Я предлагаю вашему вниманию несколько вариантов как мог выглядеть мальчик того времени.

Как вы считаете, может ли подойти какой либо образ, чтобы подобрать костюм для нашего героя в этой главе?

 

3. Использование приема составления киносценария

Найдите в первой главе первый кадр, который мы снимаем камерой, не переводя ее на другой объект.  - Слайд 

1.      кадр – Никита вздохнул, просыпаясь, и открыл глаза.

 Давайте обсудим вместе

Алгоритм:

1.      Прочтите текст

2.      Выберите план съемки, аргументируйте

3.      Выберите ракурс съемки, аргументируйте

4.      Выберите звук.

Никита вздохнул, просыпаясь, и открыл глаза.

Что нам важно показать?

План – крупный, ракурс – сверху или сбоку

Внесите данные в таблицу.

 

2.      кадр - Слайд

Найдите в тексте те строчки, которые могут быть проиллюстрированы таким кадром.

 

Сквозь морозные узоры на окнах, сквозь чудесно расписанные серебром звезды и лапчатые листья светила солнце. Свет в комнате был снежно-белый. С умывальной чашки скользнул зайчик и дрожал на стене.

Какими средствами  художественной выразительности литературы А.Н.Толстой создал этот образ? Найдите эти слова.

А как средствами кино мы можем его создать?

Знаете ли вы что такое умывальная чашка?

План – крупный – окно с узорами, рядом на стене солнечный зайчик

Цвет – солнечный, теплый, радостный

Звук -?

 

Попробуйте, закрыв глаза еще раз увидеть этот образ, представить этот кадр.

Звучала музыка П.И.Чайковского.   (Пауза для создания зрительного образа, релаксации)

 

3.      кадр – это воспоминания Никиты - Слайд

Открыв глаза, Никита вспомнил, что вчера вечером плотник Пахом сказал ему:

- Вот я ее смажу да полью хорошенько, а ты утром встанешь,- садись и поезжай.

Вчера к вечеру Пахом, кривой и рябой мужик, смастерил Никите, по особенной его просьбе, скамейку. Делалась она так:

В каретнике, на верстаке, среди кольцом закрученных, пахучих стружек Пахом выстрогал две доски и четыре ножки; нижняя доска с переднего края - с носа - срезанная, чтобы не заедалась в снег; ножки точеные; в верхней доске сделаны два выреза для ног, чтобы ловчее сидеть. Нижняя доска обмазывалась коровьим навозом и три раза поливалась водой на морозе,- после этого она делалась, как зеркало, к верхней доске привязывалась веревочка - возить скамейку, и когда едешь с горы, то править.

Сейчас скамейка, конечно, уже готова и стоит у крыльца. Пахом такой человек: "Если, говорит, что я сказал - закон, сделаю".

Когда происходят описанные события?

Нужно ли показать в фильме воспоминания Никиты? Почему?  - Никита вспомнил и мечтает об этой скамейке, о том, как он будет кататься.

Как показать, что это воспоминания?  Какой прием киноискусства поможет это сделать?

 

Слайд   А как вы поняли, о какой скамейке идет речь?

Пример детских санок 19 века есть и в Российском этнографическом музее, который находится в Петербурге. Но, если нет возможности посетить музей, можно воспользоваться его виртуальными экскурсиями и каталогами. – слайд

 

Встретились ли вам  устаревшие или непонятные слова?

Где мы можем узнать значение этих слов?

Слайд -Я могу предложить вам и интернет-ресурс, в котором собраны самые проверенные толковые и орфографические словари.-

Работа в паре

Поработайте пожалуйста в паре и найдите значение слов, использованных в тексте.

Что такое каретник?     Верстак?

 

Как описан  Пахом?     Что значит кривой?  рябой?

На картинах художников мы можем видеть, как выглядел мужчина этого сословия в 19 веке. Посмотрите на репродукции. Вы берите ту, которая по- вашему близка к образу Пахома, который создал автор и создаем мы.

 

Попробуйте самостоятельно внести в таблицу характеристики кадра.

 

????? Давайте посмотрим, как этот кадр выстроил в своем фильме режиссер Андрей Зеленов.

Фильм( отрывок из художественного фильма «Детство Никиты» сцена в каретнике)

 

Показано ли автором отношение Пахома  к Никите?  (-  Смастерил по особой его просьбе, Вот я ее смажу да полью хорошенько, а ты утром встанешь,- садись и поезжай.)

 Как в нашем фильме мы можем его показать? ( ласково смотрит, может быть приобнял)

Есть ли такие строки, которые Никита мог бы говорить вслух, как будто разговаривая сам с  собой?( Сейчас скамейка, конечно, уже готова и стоит у крыльца. Пахом такой человек: "Если, говорит, что я сказал - закон, сделаю".)

Каким тоном Никита может говорить о Пахоме? ( уважительно, с любовью)

 

4.       кадр - Слайд

Никита сел на край кровати и прислушался - в доме было тихо, никто еще, должно быть, не встал. Если одеться в минуту, безо всякого, конечно, мытья и чищения зубов, то через черный ход можно удрать на двор, а со двора - на речку. Там на крутых берегах намело сугробы,- садись и лети...

 

 

С этим кадром я предлагаю вам поработать в своей съемочной группе, объединившись в четверки.

Возьмите в руки алгоритм работы в группе. Прочтите его.

Будьте внимательны и уважительны к мнению каждого.

 

План – средний, ракурс – сбоку

Есть ли строчки, которые могут быть мыслями Никиты, произнесенными вслух? (Если одеться в минуту, безо всякого, конечно, мытья и чищения зубов, то через черный ход можно удрать на двор, а со двора - на речку. Там на крутых берегах намело сугробы,- садись и лети...)

Звук – Никита тихонько говорит сам с собой.

 

А могут эти строчки быть мечтой, образом, который Никита рисует в своем воображении?  Какое настроение  в этот момент  у Никиты?   Тогда, каким средством искусства кино мы можем их показать?

 

5.       Итог урока, рефлексия

Какое настроение хотел создать автор , начиная повесть «Детство Никиты» главой «Солнечное утро»?

 

Слайд     Давайте вернемся  к цели и задачам сегодняшнего урока.

 

Удалось ли вам, составляя киносценарий почувствовать это настроение и увидеть утро глазами Никиты?

Не было ли у вас момента, когда вы представляли себя на месте Никиты?

Используя этот прием,  мы открыли сегодня эту повесть. Этот прием, как ключик может помочь вам прочесть её  главы или всю целиком.

 

А удалось ли Никите осуществить свои планы,  вы покажете в следующих кадрах этой главы, над которыми поработаете дома самостоятельно.

Какое домашнее задание вам захотелось сегодня выполнить?

Слайд       вариативное Д/з

 

Оценка  учителя

Я хочу оценить работу ……..

Отметить выразительность чтения……

Аргументацию……

 

Самооценка

Оцените вы  свою  самостоятельную работу над кадром..

Продолжите предложение…..

 

 

Я благодарю съемочную группу за работу.

  

 

М.б здесь – Стоп. Снято!