Урок ОРКиСЭ "Россия-моя Родина"

Урок № 1 "Россия- наша Родина"

 

Основы мировых религиозных культур

ГБОУ гимназия № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Даммерт Людмила Николаевна

Тема урока : Россия – наша Родина.

Цель урока :создать образ России, как единства географических объектов и истории многонационального народа.

Задачи урока:

Обучающие:

-формировать навык осознанного выборочного чтения учебного публицистического текста,

-учить работе с географической картой.

Развивающие:

-развивать навык учебного диалога в малой группе,

-развивать навык построения речевых высказываний

Воспитательные:

- воспитывать патриотизм, гордость за свой народ, свою Родину, свою семью

Предполагаемые результаты урока:

Личностные:

-знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, Родина, Россия, семья как основа религиозно-культурной традиции многонационального народа России; развитие навыков сотрудничества со сверстниками – развитие коммуникативных и речевых действий учащихся, развитие коммуникативного потенциала личности учащихся

 Предметные:

-освоение основных терминов и понятий Россия, Родина, патриот, Отечество, дерево жизни

Метапредметные:

-овладение навыками смыслового чтения учебного публицистического текста, выделения смысловых признаков, классификации, осознанного построения речевых высказываний, опыт работы с географической картой

Формы работы на уроке : групповая, самостоятельная, фронтальная.

 

Ход урока:

1 этап : Мотивационный:

В этом учебном году мы начинаем изучение нового курса. Дома вы могли познакомиться с учебником.

Как называется этот курс?

Как вы поняли, что мы будем изучать на этих уроках?

Есть ли темы уроков, которые кажутся вам знакомыми?

Есть ли такие темы, которые вам незнакомы? Есть ли темы, которые вас заинтересовали?

Откройте тему первого урока: Россия- наша Родина.

Она кажется вам знакомой или незнакомой?

Что бы вы могли и хотели бы узнать о нашей Родине на уроке, который называется «Основы мировых религиозных культур»

Поставьте перед собой задачи урока.

2 этап : Актуализация знаний

Ребята! Сегодня мы совершим путешествие.

Слайд 1 Мы живем в 21 веке и современное человечество может путешествовать за пределами Земли. Первый человек, увидевший Землю из космоса наш с вами соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин сказал о ней: «Облетев Землю на корабле – спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её».

С какими словами вы согласны? Почему?

Слайд 2 Еще один наш соотечественник Сергей Александрович Есенин  говорил:

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «…..».

Да. Он говорил о России – части огромной планеты Земля.

 

3 этап: Работа с географической картой (работа в группах)

По нашей стране мы сегодня и совершим мысленное путешествие.  А для путешественника – первая вещь – это карта. У каждой группы  на столе лежит карта. Ваша задача – научиться по ней ориентироваться (на партах учащихся приготовлены карточки с географическими названиями). Разложите на своих картах названия морей, рек, гор, озёр. Одна группа  выходит и прикрепляет на большую карту с помощью маленьких магнитиков свои карточки.

Горы: Кавказ, Саяны, Уральские горы

Моря: Азовское море, Аральское море, Балтийское море, Белое море, Каспийское море, Охотское море, Черное море.

Озера: Байкал, Онежское озеро, Ладожское озеро

Реки: Ангара, Волга, Енисей, Иртыш, Кама, Лена.

Что объединяет все эти объекты?

Какую роль для нашей страны они имеют?

Только ли географические объекты входят в понятие Родина? Чего не хватает на нашей карте? Продолжим путешествие : нанесем на нашу карту города.

Города: Архангельск, Владивосток, Калининград, Краснодар, Красноярск, Москва, Новосибирск, Норильск, Новороссийск, Петропавловск - Камчатский, Санкт-Петербург, Смоленск, Тула.

Какую роль для нашей Родины имеют города?

Можно ли сказать, что Россия – это горы, моря, реки, озёра и города?

Достаточно ли этого, чтобы  назвать это Родиной?

4 этап : Работа с текстом

Прочтите, как пишет о Родине русский писатель Алексей Николаевич Толстой в статье   учебника на с 6-7. Воспользуйтесь приемом критического чтения.

Слайд 3

+       знакомая мне информация, всё понятно

-        незнакомая, новая информация

?       не понял, нужно разобраться

Найдите определение, которое дает Родине русский писатель.

Что же включает в понятие Родина А.Н.Толстой :

«Земля оттич и дедич….»

«Наш пращур был силён и бородат, смышлён и нетороплив….»

«Росли  и множились позади него могилы отцов и дедов, рос и множился народ….»

«Дивной вязью он плёл невидимую сеть русского языка….»

«… и воспел свой труд…»

 

Что же мы – путешественники добавим в наше понятие – Родина, Россия?

Как называют людей, которые любят свою Родину и весь труд своей жизни посвящают тому, чтобы она была сильней, красивей, богаче…

Слайд 4   Патриот- тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

5  этап : Классификация и систематизация ( работа в группе)

А сейчас я предлагаю вам вспомнить о людях, настоящих патриотах нашей Родины, которыми мы можем гордиться

Каждая группа получает набор портретов или картинок и карточек с фамилиями. Задача ребят – догадаться, кто эти люди, внести имена в таблицу, может быть, немного рассказать об этих людях, продолжить этот ряд.

1 группа – военачальники -  Георгий Константинович Жуков, Михаил Илларионович Кутузов, Александр Васильевич Суворов, Фёдор Фёдорович Ушаков .

2 группа – композиторы и певцы - Петр Ильич Чайковский, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Александра Николаевна Пахмутова, Дмитрий Александрович Хворостовский.

3 группа – писатели и поэты-  Лев Николаевич Толстой, Агния Львовна Барто, Николай Алексеевич Некрасов, Виктор Юзефович Драгунский

4 группа – художники – Андрей Рублёв, Илья Репин ,Исаак Левитан, Зинаида Серебрякова

5 группа – космонавты Юрий Алексеевич Гагарин, Алексей Архипович Леонов, Валентина Владимировна Терешкова.

6 группа – спортсмены-  Анатолий Евгеньевич Карпов, Ксения Столбова, Федор Климов , Евгений Устюгов, Евгений Плющенко.

 

Заполнение сводной таблицы на доске.

Итак, путешественники, что же такое Родина? Россия?

 

6 этап : «Дерево жизни»

Мы начали свое путешествие, как люди, живущие в 21 веке – с фотографии Земли из космоса, с карты нашей огромной страны. Но люди, живущие в далекой древности ничего этого не знали о своей земле и они представляли мир, как дерево.

Слайд  Образ дерева- как представления о мире был у разных народов в разных частях нашей планеты.

Давайте попробуем перенестись в далекое прошлое и нарисовать дерево – образ России.

Посоветуйтесь в группах, подберите образы:

-Что может быть корнями, которые питают и дают силу нашей стране?

-Что может быть стеблем, который проводит и передает силу ?

-Что может быть листьями, которые дышат, дают пищу,?

-Что может быть цветами? украшением России?

-Что может быть плодами, достоянием? гордостью?

Нарисуйте «Дерево жизни – Россию»

 

7 этап:  Домашнее задание

Страна не может быть без людей. Но и люди не живут поодиночке.

История каждого государства начинается с истории семьи.

Как есть дерево жизни мира, страны, так есть дерево жизни и семьи.

 Рядом с вами живут скромные люди, которые не совершили геройских поступков, но всей своей жизнью они доказали, что они являются настоящими патриотами города, края, страны. Это ваши дедушки и бабушки, мамы и папы, которые честно работали на Ижорском заводе, строили наш город, делали его лучше, старались сделать сильнее дерево жизни своей семьи.

 

-Что может быть корнями, которые питают и дают силу  семье?

-Что может быть стеблем, который проводит и передает силу ?

-Что может быть листьями, которые дышат, дают пищу,?

-Что может быть цветами? украшением семьи?

-Что может быть плодами, достоянием? гордостью?

 

Откройте в учебнике схему родословного дерева.

 Согласны ли вы с её структурой? Может быть, что-то вам хотелось бы изменить?

Кто может помочь вам составить дерево жизни вашей семьи?

 

8 этап : Рефлексия

Давайте вспомним тему сегодняшнего урока. Казалась ли она нам знакомой?

Какие задачи мы ставили перед собой?

Какие из этих задач нам удалось выполнить?

Открылись ли новые, незнакомые знания при изучении этой темы?

Возникли ли новые мысли после урока?

Продолжите высказывания:

Я не ожидал, что…

Оказывается…

Самым неожиданным для меня было…

Мне больше всего…

 

Дидактические материалы :

Учебник «Основы мировых религиозных культур» 4 класс изд. Дрофа 2012

Географические карты России

Карточки с названиями географических объектов, фамилиями известных людей

Таблица

 

Презентация к уроку