Перестань! Прекрати!

Как по-другому делать замечания ребёнку?

В этой статье я хочу напомнить вам, как важно вместо формальных замечаний вроде: «Перестань!», «Прекрати так себя вести!», «Как тебе не стыдно?», «Так не делают» и так далее, давать ребёнку обратную связь.

Это значит в ответ на слова или действия ребёнка говорить ему о том, как они влияют на вас или на людей, которые его окружают.

И, если это необходимо, советовать ребёнку, как конкретно он может исправить своё поведение, чтобы ему была понятна связь между его поступками и чувствами/поведением других людей (и мог исправиться, если это необходимо).

«Ты мне сейчас помог, и мне очень приятно, я тебе благодарна.»

«Когда ты так грубо говоришь, мне становится обидно и не очень хочется с тобой общаться. Пожалуйста, смени тон.»

«Ты отнял у мальчика машинку и ему стало очень грустно, смотри, он заплакал. Давай хорошо попросим у него машинку и дадим ему что-то взамен.»

«Когда ты так грубишь, другие ребята могут тоже грубить в ответ, потому что им обидно. Лучше без грубостей сказать о том, что тебе не нравится.»

«Ты сейчас обнял бабушку и у неё прямо лицо посветлело, ей очень приятно!»

«Когда ты приходишь в гости и без спроса что-то берёшь, хозяевам не очень приятно. Спроси, пожалуйста, можно ли взять яблоко.»

Во всех этих ситуациях вы не делаете ребёнку формальное замечание, а объясняете, как его поведение повлияло на другого человека и как он может исправиться (если он неправ).


Помогите ребёнку лучше понимать себя и других людей вокруг!